Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Коммуникативный аспект Олонхо Саха

К-8-12-10
05.12-06.12.2010

Коммуникативный аспект Олонхо Саха

Г. С. Попова

Северо-Восточный Федеральный университет

им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

 

В текстах эпоса-олонхо саха содержится последовательная цепь коммуникативных актов. Коммуникантами выступают представители («жители») трех миров олонхо: Творцы-Айыы; люди солнечного улуса; Абаасы Верхнего мира; Абаасы Нижнего мира. Абаасы Нижнего и Верхнего миров между собой в коммуникацию обычно не вступают. А также Абаасы не обращаются непосредственно к Айыы. Абаасы могут вступить в контакт (в коммуникацию) только с людьми. Айыы же через своих посланников, вещателей – чаще всего Удаганок Айыы, Богатырей Айыы, мальчика Посыльного Сорук Боллур уол  – связываются со всеми представителями трех миров. Люди, в свою очередь, также только через посредников могут вступить в коммуникацию и с Айыы, посылая им свою весть или просьбу, и с Абаасы, бросая им вызов. Посредниками при этом могут стать духи-Иччи, например, Дух-хозяйка земли Аан Алахчын Хотун, языковая сущность Тыл иччитэ и пр. Причем, у каждого образа олонхо свой особый вещатель Тыл иччитэ. Например, у Аан Алахчын Хотун языковая сущность выступает в виде кукушки, у коня богатырского – в виде идола ростом с двухгодовалого ребенка, у девки Абаасы кыыса – в виде самки твари болотной, а у человека Тыл иччитэ проявляется и в качестве огня, и в качестве стрелы, а то и в виде певчей птички, голоса стерха, звона колокольчика [1].

Изучив и научившись использовать каналы коммуникации в олонхо, современный человек сможет получить информацию о природе непознаваемых «вещей в себе» (по И. Канту, 18-й в.), об информационных каналах и потоках, приходящих из трансцендентного. Также человек сможет научиться читать с помощью культурных семов, концептов, культурного фона и коннотаций информацию, посылаемую предками в текстах культуры [2]. Главной информацией олонхо мы считаем благую весть о продолжении жизни на земле и о сохранении гармонии Трех миров олонхо, Вселенской гармонии и порядка против Хаоса.

Межкультурная коммуникация как взаимодействие представителей разных лингвокультур осуществляется через восприятие текстов культуры, в данном случае текста олонхо. Осуществление межкультурной коммуникации посредством текста олонхо будет способствовать процессу идентифицирования личностью самой себя [3]. Также каналы коммуникации олонхо помогут установить живую связь времен – прошлого, настоящего и будущего, осуществить историю.

Библиографический список

  1. Ойунский П. А. Нюргун Боотур Стремительный. Олонхо / Второе, полное издание. Утверждено к печати Ученым советом ИГИ АН РС (Я). – Якутск, 2003. – С. 77–79, 191, 227.
  2. Маслова В. А. Лингвокультурология. – М., 2001. – C. 48.
  3. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. – М.: Гнозис, 2003. – С. 117–121.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии