Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Трудности общения матерей-педагогов с детьми-подростками, обучающимися в их классах

К-8-12-10
05.12-06.12.2010

Трудности общения матерей-педагогов с детьми-подростками, обучающимися в их классах

О. Ю. Демьянова

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 

г. Санкт-Петербург, Россия

 

Семья – это то, что дорого всем,

И, если запутался в море  проблем,

Семья как маяк, излучающий свет,

Поможет найти на вопросы ответ!

Трофимова Дарья

(лицей № 190,  г. Санкт-Петербург, 11 класс  «Д»)

 

Общение и социальное взаимодействие вообще – это область, в которой ярко проявляется стремление подростков обрести свою идентичность. Человек познает себя в общении с другими. Огромное значение для подростка имеет общение со сверстниками, которое связано у него со многими переживаниями. Однако полное слияние с группой может стать препятствием в познании самого себя, может мешать развитию самостоятельности во всех отношениях, может угрожать формированию личности. В романе Милана  Кундеры «Шутка» дано такое описание трудного и даже опасного периода в становлении человека: «Молодость страшна: это сцена, по которой ходят на высоких котурнах и во всевозможных костюмах дети и произносят заученные слова, которые понимают лишь на половину, но которым фанатически преданы…». Подростки, как религию, исповедуют правила «своей» группы. И в этот период очень важно, как поведёт себя семья подростка. Сумеют ли члены семьи правильно оценить появляющееся у ребёнка новообразование – «чувство взрослости?». Близкий взрослый должен стать  для него другом, мудрым наставником, с чьим мнением подросток будет считаться. Чтобы представить себе подростка, достаточно обратиться к своему повседневному опыту общения – общения с соседями, родственниками, наконец, с собственными детьми. Чтобы лучше понять подростка, приходится обращаться к большому количеству литературных источников. 

Как профессионального учителя, как мать и как социального психолога меня заинтересовал вопрос о наличии механизмов, препятствующих полноценному общению в среде учительских семей. Используют ли учителя свои теоретические знания в общении с собственными детьми-подростками, или в суете школьной среды теория остаётся лишь багажом знаний; всегда ли родители-учителя ощущают комфорт при общении со своими детьми-учениками? Не является ли факт наличия их школьных отношений неким социально-психологическим механизмом, затрудняющим общение в учительской семье? Что чувствуют и думают дети учителей, если и мама, и учительница – один и тот же человек? В настоящее время мы можем судить о душевных «ранах» тринадцати учительских детей по семантике их высказываний в сочинении «Моя мама – учитель». Вот каковы эти высказывания и их количественное представление: «Мамин родительский опыт повторю, а профессиональный – ни за что» (11 чел.). «Учителя жалуются на меня или обсуждают мои оценки и поступки» (7). «Мама и в жизни похожа на учительницу» (6). «Мы говорим о школе дома, только как о проведённом мной времени» (6). «Возьму из маминой профессии только общение с людьми» (3). «Мама и дома, и на работе остаётся мамой» (3). «Мама сердится, если ей делают замечания по поводу меня» (3). «Мне нравится, что я в школе могу подойти к маме за информацией» (3). «Одноклассники вымещают недовольство мамой на мне» (3). «В жизни мама не похожа на учительницу» (2). «Вся школьная злоба срывается на мне» (2). «Мне никогда не нравилось, что моя мама – учитель» (2). «Мы не говорим о школе дома» (2). «Профессия учителя тяжёлая и делает маму более усталой» (2). «Мы говорим о школе и дома, и это раздражает» (2). «Меня раздражает мамина профессия, школа» (1). «Профессия делает маму красивее, интереснее, подвижнее» (1). «Своему ребёнку не позволю быть учителем» (1). «Учителя постоянно напоминают мне, что я учительский ребёнок» (1). «Я радуюсь за маму, но учителем не стану никогда» (1). Очевидно, что по результатам опроса преобладают отрицательные высказывания. Подростки говорят также о конфликтных ситуациях общения, которые могут возникать внутри семьи и со стороны одноклассников, что, безусловно, во многом обедняет сферу общения в целом для каждого участника этой ситуации.

Для прояснения бытовых представлений о сложившейся ситуации я использовала тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина [1], представляющий собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Ведь родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых именно в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. При анализе 264-х  анкет матерей не педагогов и 19 анкет матерей-педагогов были получены следующие данные:

Таблица 1

По 1-ой шкале «Принятие - отвержение»

Низкие показатели (принятие)
Высокие показатели (отвержение)
Родители-педагоги
Родители не педагоги
Родители-педагоги
Родители не педагоги
47,4 %
70 %
52,6 %
30 %

Группе родителей не педагогов в большей степени свойственно симпатизировать своему ребенку, воспринимать его таким, какой он есть. Родители больше уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы. Это подтверждается и высоким результатом по шкале отвержение, полученным в группе родители-педагоги.

Таблица 2

По 2-ой шкале «Образ социальной  желательности»

Низкие показатели
Высокие показатели
Родители-педагоги
Родители не педагоги
Родители-педагоги
Родители не педагоги
42  %
59  %
58  %
41  %

Процент «незаинтересованных» в своём ребёнке родителей меньше в группе родителей-педагогов, что подтверждается тем, что группа заинтересованных родителей среди родителей-педагогов больше – 58  %.

Таблица 3

По 3-ей шкале «Симбиоз»

Низкие показатели
Высокие показатели
Родители-педагоги
Родители не педагоги
Родители-педагоги
Родители не педагоги
31,6 %
20,5 %
68,4 %
79 %

Родители не педагоги стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком в большей степени, чем родители-педагоги. 

Таблица 4

По 4-ой шале «Авторитарная гиперсоциализация»

Низкие показатели
Высокие показатели
Родители-педагоги
Родители не педагоги
Родители-педагоги
Родители не педагоги
26,3 %
23 %
73 %
77 %

Родители-педагоги менее авторитарны – 73 %, т. е. они не так пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Родители-педагоги, скорее, чаще стремятся помочь ему не ошибиться, предложив альтернативные решения или показать существенность или бессмысленность этих проявлений. Или вообще меньше интересуются тем, как ребёнок справляется с различными делами, не советуя ему, обсуждая с ним лишь результат. Родители не педагоги более авторитарны. 

Таблица 5

По 5-ой шкале  «Маленький неудачник» (инфантилизация)

Низкие показатели
Высокие показатели
Родители-педагоги
Родители не педагоги
Родители-педагоги
Родители не педагоги
42 %
32 %
58 %
68,2 %
 

У родителей-педагогов меньше стремления видеть ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не кажутся ему детскими, несерьезными. Ребенок не представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель доверяет своему ребенку, не досадует на его неуспехи, неумелость, не старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. А родители не педагоги больше стремятся  инфантилизировать своего ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не очень доверяет своему ребенку.

Все полученные результаты были мною проверены и подтверждены статистически.

Таким образом, можно утверждать, что некоторые сферы общения родителей-педагогов с их детьми обусловлены самой социально-психологической ситуацией, возникающей, когда родители-учителя работают в классах, где учатся их дети. Так, факт родственной близости часто привносит в общение некоторую долю настороженности. Судя по результатам шкалы «Принятие – отвержение», родители-учителя зачастую сомневаются в способностях своего ребёнка, точнее, в уровне этих способностей – достаточно ли они высоки, и любой детский промах воспринимают как досадное для себя событие, что, естественно, сказывается на общении, степени близости,  эмоциональной окрашенности общения. Сама степень этого сомнения может быть разной, но крохотная доля сомнения, видимо, есть всегда. По описательной части показателей первой шкалы, родители-педагоги чаще воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Величину показателей в данной ситуации, однако, стоит рассматривать не как «обострённую», крайнюю форму проявления родительской неудовлетворённости, скорее, в этих случаях недовольство родителей иногда вызывает сомнение у них самих. И это сомнение подтверждает наличие другого по своему эмоциональному фону отношения, а именно способности сочувствовать ребёнку, поддерживать его инициативу в делах. Учитель, скорее всего, излишне переживает ответственность за своего ребёнка, и поэтому так часто колеблется в своих чувствах. В то же время учителя предоставляют больше автономии своим детям в то время, как не педагоги стремятся удовлетворить все потребности своих детей, стараются оградить от всех жизненных невзгод, лишают самостоятельности. Это подтверждается и большим процентом в группе родителей не педагогов по шкале «Авторитарная гиперсоциализация». В свою очередь эти показатели в группе родителей не педагогов только подтверждаются высокими показателями по шкале «Маленький неудачник», свидетельствующими о том, что родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспехи, неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

А родителям-педагогам, судя по показателям пятой шкалы, наоборот, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не кажутся детскими, несерьезными. Хотя, с другой стороны, эта тенденция видеть ребёнка взрослым связана иногда с тем, что учительским детям часто стараются не просто привить, а навязать чувство ответственности. Это отражено в отзывах детей учителей, написавших, что другие учителя часто выставляют их семейное положение как дополнительный «аргумент-требование» быть ответственным.

Общение – важная и хрупкая часть нашей жизни. От качества общения в семье зависит будущее человека. Проблема учительской семьи, на первый взгляд, частная, но встречается она часто. Основной вопрос, который решает для себя родитель-учитель, обучающий своего ребёнка – это появление шкалы ценностей в общении со своим ребёнком, на составляющие которой не всегда должны влиять рамки школьной среды, как это часто бывает.

Библиографический список

1. Практическая психодиагностика.  Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Москва: Бахрах-М, 2006. – 672 с.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии