Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Психология дружбы на примере аниме «Тетрадь дружбы Нацумэ»

Психология дружбы на примере аниме «Тетрадь дружбы Нацумэ»

Е. Б. Дорошина студентка,

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»,

г. Москва, Россия
 

Введение. Дружба является неотъемлемой частью нашей жизни с самого детства. Люди начинают заводить друзей ещё со школы и могут общаться с ними до глубокой старости. Такие связи часто демонстрируются в произведениях культуры. Например, в японской мультипликации, которая сейчас крайне популярна среди молодёжи. Объектом нашего исследования является психология дружеских отношений в анимации. Чтобы сузить такую обширную тему и провести анализ, мы выбрали конкретный аниме-сериал – «Тетрадь дружбы Нацумэ».   Дружеские отношения главного героя и их психология являются предметом нашего исследования. Специфика данного аниме подразумевает наличие потусторонних существ, с которыми вступает в контакт главный герой, Такаши Нацумэ. Наличие этих духов, ёкаев, отражает основную гипотезу работы: при отсутствии достаточного общения с настоящими людьми «воображаемые друзья» помогают компенсировать недостаток персональных отношений. Межличностные отношения и дружба изучаются многими науками: философией, социологией, социальной психологией [6, c. 4–18]. Репрезентация же дружбы в анимации является неизученной сферой, так как аниме чаще всего изучается с точки зрения истории его развития и становления как отдельного направления мультипликации. Более того, «Тетрадь дружбы Нацумэ» раньше не являлась предметом изучения, в чём заключается уникальность и новизна нашей работы. Целью исследования является анализ дружеских отношений главного героя аниме-сериала с точки зрения психологии. Из этого следует, что эмпирическая база работы – серии аниме, а теоретическая – теории социальной психологии. В задачи входит рассмотреть понятие дружбы в социальной психологии, выявить основные признаки дружбы, определить культурные особенности дружеских отношений в Японии и в аниме, провести анализ конкретного сериала, зафиксировать взаимосвязь между недостатком общения с реальными людьми и взаимодействием с потусторонними силами.

Психология дружбы и аниме-индустрия. Понятие дружбы имеет много значений. В бытовом плане, это близкие отношения между двумя и более людьми, в основе которых лежит что-то объединяющее знакомых в пару или группу. Выделяется два типа социальных представлений о дружбе [7], которые показывают основные цели дружеских отношений. Первый тип – рациональный. Дружба выступает в роли полезных отношений, необходимых для получения конкретной помощи и поддержки, в её основе находится взаимопонимание и доверие. Второй тип – эмоциональный. В данном случае дружеские отношения опираются на симпатию, аттракцию (attraction – привлекательность, тяга). «Дружба представляется как защита от одиночества» [7]. Это отношения духовной близости, направленные на получение удовольствия от взаимодействия с другими людьми. Оба типа существует в равной степени, но могут преобладать в зависимости от возраста участников. Подробно дружбу как явление и её признаки изучает социальная психология.
Несмотря на то, что определить ключевые факторы, по которым можно разбить отношения на группы, весьма сложно, можно выделить несколько объектов, изучаемых в рамках персональных взаимоотношений людей. Одним из них является дружба, стоящая по уровню интимности между простым знакомством и любовью. «Дружбу можно определить как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношений» [7, c. 87], включающие в себя множество признаков и проявлений. Во-первых, бескорыстность. Дружба не предполагает наличие «долга» за какие-то действия. Люди делают приятное друг другу, помогают и общаются просто так. Во-вторых, взаимопонимание. Некоторые друзья способны понимать друг друга с полуслова и полувзгляда, могут предугадать реакцию другого на сообщение или происшествие. В-третьих, равноправие. В таких отношениях нет главного, все должны уважать друг друга, иначе взаимодействие прекратится. Доминантный характер является хорошим качеством лидера, но люди склонны избегать его в обычном общении [13]. Властность и беспристрастность не привлекают других, когда речь идёт о дружбе, а не о работе. В-четвёртых, общие темы и интересы. Чаще всего в общении друзья затрагивают то, что нравится каждому из них. Это также позволяет людям чувствовать себя равноправными участниками взаимоотношений без необходимости подстраиваться под кого-то одного. В-пятых, забота. Эмоциональная поддержка очень важна, а друзья стараются не задеть чувств друг друга и помочь в трудной ситуации. Перечисленные выше проявления дружбы являются лишь небольшой долей того, что можно распознать. Стоит учесть, что дружба имеет многоцелевую ориентацию. Помимо удовлетворения потребности человека к аффилиации (стремлению к людям), она помогает интеллектуальному и моральному совершенствованию. Можно сказать, что «дружеские взаимоотношения впервые проявляются в полном объёме» [1, c. 88] ближе к 15–16 годам, так как для дружбы необходимо нравственное и интеллектуальное становление участников. До этого персональные отношения можно назвать товариществом или приятельством. Позже с возрастом к дружбе добавляются ещё профессиональные отношения, так как у коллег похожи цели и намерения. В аниме «Тетрадь дружбы Нацумэ» главный герой, Такаши, находит новых знакомых, которые работают с духами. В первую очередь это актёр и экзорцист Натори. У них появляются общие цели и задания, они выступают сотрудниками. Однако совместная деятельность отличает не только партнёров по работе, но и в целом зрелых друзей. Интересно то, что наличие постоянных дружеских взаимоотношений помогает людям лучше справляться со стрессом и избегать проблем со здоровьем. Если человек переживает какое-то потрясение в одиночестве, риск ухудшения его здоровья увеличивается. Таким образом, дружба может проявляться по-разному, и учесть абсолютно все её признаки представляется слишком сложным.

Дискуссионным является вопрос о том, может ли быть другом кто-то помимо другого человека. В принципе нет никаких причин, по которым некоторые из нас не могли бы включать в категорию друзей своих домашних животных, умерших предков, которые всё ещё значимы для нас, религиозных фигур, таких как Бог или святые, или даже вымышленных персонажей – при условии, что мы глубоко верим, что у нас есть значимые, взаимные отношения с ними [10]. Нацумэ постоянно контактирует с ёкаями, общается с ними и может кого-то назвать своим другом, однако большинство других людей их даже не видят. Духи выступают больше как воображаемые друзья или питомцы (облик кота Нянко-сенсэя, одного из духов). Также Нацумэ часто думает о бабушке, на родине которой находится большую часть сериала и благодаря которой он смог найти столько приключений.

Детальный анализ моделей дружбы показывает, что она основана на ограниченном числе измерений [10]: язык (а также диалект, наречие, говор), место рождения, образование, хобби и интересы (включая вкусы в искусстве), чувство юмора, мировоззрения (моральные, религиозные и политические ценности). Дружеские взаимоотношения могут включать любое сочетание этих параметров, однако, чем больше показателей совпадает, тем более близким другом может стать для нас человек. Данные критерии также помогают начать дружбу и найти сообщество «себе подобных». С помощью этого реализуется эффект гомофилии: люди стремятся найти похожих на себя. В первую очередь, это относится к полу, но можно также добавить этническую принадлежность, возраст и социальные ценности. В случае с ёкаями данные признаки нерелевантны (помимо одного языка): духи гораздо старше людей, имеют другой опыт, образ жизни и культуру. Такаши Нацумэ по внешним признакам гораздо ближе к своим одноклассникам и другим сверстникам, но с ними общается гораздо реже.

Говоря о развитии персональных отношениях, следует обратиться к особенностям развития дружбы у детей. Несмотря на то, что по-настоящему она оформляется к 15–16 годам, формирование и поддержание дружеских отношений в детстве является ключевой задачей развития, которая способствует росту социальной компетентности на протяжении всего подросткового возраста. Дети с низким качеством дружбы имеют повышенный риск к возникновению проблем с адаптацией в будущем [11]. Нацумэ часто был изгоем класс из-за своих способностей, после чего начал скрывать своё состояние от других. Качество дружбы складывается из положительных и отрицательных составляющих: забота, общение, близость; конфликт и невозможность его разрешения. Также низкое качество дружбы способно отразиться на увеличение агрессивного поведения и на депрессивное состояние в будущем. Стабильность дружеских отношений в детстве и подростковом возрасте является постоянной, но среди молодёжи старшего возраста есть тенденция к более стабильной дружбе [15]. Школьники, занимающиеся чем-то вместе во время каникул, имеют более стабильные отношения, тогда как начало нового учебного года может разрушить связи между просто школьными друзьями. Дополнительная совместная деятельность укрепляет связи, а изменения внутри школы могут их ослабить. Главный герой аниме часто переходил из одной школы в другую, а также переезжал от одних дальних родственников к другим. Из-за этого каждый раз ему приходилось начинать социализацию заново, так как в классе уже были сформированы какие-то знакомства, а он считался новеньким. Общение во время досуга имеет интегративную цель, направленную на укрепление отношений [12], а процесс совместного творчества способствует адаптации к индивидуальным различиям. Помогая кому-то вместе с ёкаями, Нацумэ всё больше их понимает, а они начинают принимать его как своего человека.

Детская дружба не только формируется между отдельными индивидами, но складывается внутри группы. Одинокими чаще остаются дети, которых не принимает группа сверстников. Принятие группой ребёнка относится к степени, в которой ребёнок нравится или не нравится членам данной группы, а принятие группы является показателем социального статуса ребёнка [21]. В школе может появиться разделение на «социально предпочтительных» и одиноких одноклассников. Маленький Такаши не мог противостоять насмешкам сверстников и становился изгоем. Общение и поддержка друзей способны нейтрализовать чувство одиночества, но с низким социальным статусом найти друзей для ребёнка становится тяжелее. Ещё один фактором одобрения сверстников являются социально-экономические показатели. Они не определяют отношение одногруппников в полной мере, но могут способствовать большему количеству называний человека в качестве друга, даже если эта связь односторонняя [14]. Нацумэ был достаточно бедным ребёнком и не мог выделиться выдающимися качествами, из-за чего внимание к нему было больше негативное. Отсутствие какого-то статуса вне школы формировало низкий статус и внутри класса. Известно, что двусторонние дружеские отношения показывают, что люди находятся на одном уровне. Односторонняя связь показывает иерархию. Самый большой разрыв в социальном статусе у «не друзей» [19]. Новички выбиваются из иерархии, где все уже знакомы и находятся наравне, тогда как незнакомые дети становятся козлами отпущения. Интересно то, что, помимо близких отношений с кем-либо, преодолению одиночества может способствовать наличие «друзей друзей», то есть более широкого круга общения через посредника.

Наше исследование рассматривает психологию дружбы в рамках анимации, поэтому стоит обратиться к самому жанру аниме и рассмотреть его особенности.

Аниме, анимэ или же японская анимация – мультипликация родом из Японии, зародившаяся в начале XX века. В отличие от мультфильмов других стран, в первую очередь нацеленных на детскую аудиторию, аниме могут смотреть как подростки, так и взрослые. Аниме можно считать разнообразием внутри единообразия [17]. Ярлык понятия японской мультипликации включает определённые формальные элементы, позволяющие увеличению узнаваемости. Такой дуализм делает аниме чем-то больше, чем просто мультипликация из Японии. Выходя за границы своей родины, аниме-индустрия повлияла и на восприятие самих жителей Японии. Всё больше потребителей видят весёлые, беззаботные и утончённые атрибуты культуры, хотя какое-то время назад представление о Японии делало акцент на серьёзности и трудолюбии её жителей [18]. Неизменным осталось стремление к коллективности.

Количество жанров аниме насчитывает несколько десятков [16] и позволяет каждому зрителю найти что-то своё. Самая востребованная тема произведений – человеческие отношения. «Это закономерно для японского общества с его ещё сохраняющимися традициями группового сознания, где большое значение придаётся поиску путей для гармонизации межличностных отношений» [1]. Взаимодействие одноклассников, коллег и друзей часто выходит на первый план, раскрывая эмоциональные переживания героев и их взаимосвязь. Для японской анимации также характерно сочетание в главных героях как положительных, так и отрицательных качеств. Один и тот же персонаж «может совершать и добрые, и злые поступки» [1, c. 149]. Это позволяет зрителю лучше проводить ассоциации между собой и анимационными героями. Более того, существует представление о том, что аниме обеспечивает противоядие от шаблонных хэппи-эндов «западных» произведений и даёт аудитории возможность выйти за рамки голливудских счастливых концовок и отказаться от необходимости определения добра и зла [8]. Поиску себя в персонажах способствует и количество выпускаемых аниме: «к 2000 году японская анимэ-индустрия уже составляет 60 % от мировой телевизионно-мультипликационной промышленности» [2]. При чём практически 90 % потребителей находятся за пределами самой Японии. Это доказывает наличие в аниме идей, близких для любых культур. Однако распространение аниме-индустрии по всему миру происходило с рядом отличий. Динамику принятия аниме в странах Запада и Востока можно даже сравнивать. Исторические и культурные отношения между Францией, США и Японией ощутимо отличались. Различия между культурными предпосылками Франции и США в целом привели к тому, что влияние аниме обсуждается совершенно по-разному в этих двух контекстах. Учёные Соединённых Штатов идентифицируют японскую анимацию как переход от относительно нейтральных произведений (на ранних этапах отсылки на Японию в аниме тщательно убирались вплоть до замены имён персонажей) к более культурно маркированным продуктам, которые, по крайней мере частично, потребляются именно благодаря своей «японскости» [8]. Во Франции аниме и манга были быстро локализованы, а медиа-пространство предоставило гораздо более благоприятную среду для раннего появления аниме.

В данной работе проводится анализ аниме-сериала «Тетрадь дружбы Нацумэ» [4], который выходил с 2008 по 2017 год. Полнометражная лента 2018 года в исследование входить не будет, так как считается отдельным произведением. Анализируемое аниме относится к драме, повседневности и мистике [20] за счёт наличия сверхъестественных явлений в сочетании с обыденными событиями. Фэнтезийная составляющая представляет собой существование всевозможных духов – ёкаев или же аякаси. Они являются одними из главных персонажей сериала наряду с людьми. Эти сверхъестественные существа стали знакомы для смотрящих аниме детей ещё с 1960-х годов [9]. С течением времени появились новые молодые поколения поклонников ёкаев, в первую очередь благодаря продолжительной аниме-адаптации манги «Китаро с кладбища» («GeGeGe no Kitarou») и «Инуяся» («Inuyasha»). Обращение к фольклору является привычной для создателей аниме тактикой, гарантирующей завлечь целевую аудиторию.

Сериал является представителем сёдзё жанра, целевой аудиторией которого считаются девушки от 12 до 18 лет. В центре сюжета сёдзё-аниме обычно выступают девочки, их романтические отношения и становление героинь как личностей. В анализируемой ленте главным героем является юноша, а в центре сюжета – его развитие как героя и налаживание взаимоотношений с окружающими. В подростковых жанрах сёдзё и сёнен тема дружбы очень ярко выражена. Такие ленты акцентируют внимание на работу в команде, дух товарищества и крепких дружеских отношений. К жанру сёнен, целевой аудиторией которого являются молодые люди от 12 до 18 лет, относятся «Наруто», «Повар-боец Сома» и «Hunter X Hunter». К жанру сёдзё относится сериал «Банановая рыба», в центре которого находится дружба двух парней из разных культур и социальных слоёв. Благодаря подобным работам в Японии развивается идея вечной идеальной дружбы: товарищи самоотверженно и бескорыстно помогают друг другу в самых сложных ситуациях и готовы хранить дружбу до конца жизни. Тема открытости друзьям и миру соперничает в сознании молодёжи с культурой хикикомори, обозначающей затворничество и отчуждённость. Практически 1 миллион человек в Японии можно отнести к «хиккам», погрузившимся с головой в виртуальный мир у себя дома. Данную проблему затрагивают разные произведения культуры и аниме в том числе. Затворники становятся героями анимационных сериалов, а изгои общества получают возможность на повторную жизнь. Сообщество фанатов объединяются по интересам и помогают находить новых знакомых, а фестивали косплееров позволяют переместить виртуальное аниме пространство на реальную площадку. «Тетрадь дружбы Нацумэ» в той или иной степени также является пропагандой открытости внешнему миру. Такаши Нацумэ на своём примере показывает, что, даже будучи отчуждённым от общества и коллектива, можно найти хороших друзей, а в страшном внешнем мире на самом деле очень много интересного.

Качественные методы и неписаные правила дружбы. Для проведения анализа контента данного аниме, мы использовали схему нарративного анализа Проппа и лингвистический анализ реплик героев. Схема Проппа заключается в определении ключевых точек повествования, выявлении основных персонажей нарратива и установлении их функций. Лингвистический анализ подразумевает рассмотрение языковых средств, используемых по время повествования. Качественные методы позволяют разобрать диалоги персонажей и проследить их развитие по ходу сюжета. Для интерпретации моделей поведения героев можно будет использовать элементы дискурс-анализа.
Чтобы упростить стратегию анализа, мы воспользовались основными правилами дружбы, внешние проявления которых можно легко различить в медиаконтенте. Схема английского психолога Майкла Аргайла подразумевает наличие четырёх групп правил: обмен, интимность, отношение к третьим лицам, взаимная координация [5]. Самыми главными правилами «кодекса» являются:

1.    Делиться новостями о своих успехах

2.    Выказывать эмоциональную поддержку

3.    Добровольно помогать в случае нужды

4.    Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе

5.    Уверенность в друге и доверие к нему

6.    Защищать друга в его отсутствие

Первые 4 относятся к категории обмена, пятое – к интимности, шестое – к отношению к третьим людям. Остальные правила являются не такими важными и определяющими.

Тактика нашего исследования заключается в том, чтобы представить взаимодействие персонажей в виде нарратива и выделить функции героев. Внутри повествования можно будет распознать приведённые выше правила и другие признаки дружбы на лингвистическом уровне, опираясь на то, что именно и кому рассказывают анимационные герои. Исходя из этого, модель общения с теми или иными персонажами будет демонстрировать наличие или отсутствие у них дружеских отношений.

Анализ аниме-сериала. Аниме состоит из 6 сезонов по 11–13 серий. Чтобы проследить развитие персонажей и отношения главного героя, будет целесообразно взять для анализа несколько серий из 1 сезона, вышедшего в 2008 году, несколько серий из 3 сезона 2011 года и несколько серий из 6 сезона, который вышел в 2017 году. Для общего анализа цельной картины будет достаточно по 6 серий, то есть по половине сезона.
Первый сезон
В самом начале сериала Такаши Нацумэ выступает молчаливым и странным, как говорят о нём одноклассники. «Он из тех, кого тяжело разговорить», – говорит один из них. Сразу можно понять, что у юноши проблемы с социализацией, с людьми он плохо ладит.

«Ты достойный человек», – уже характеристика со стороны ёкая. Становится понятно, что духи по-другому видят и воспринимают школьника. Для них он не является сумасшедшим, скорее особенным.

Первая серия задаёт настроение и тему аниме: Нацумэ задумчив, когда дух говорит о вечном одиночестве его бабушки. Ключевой точкой повествования становится процесс высвобождения первого имени из тетради друзей Рэйки Нацумэ. Такаши называет духа, которого освободил, добродушным другом своей бабушки, несмотря на то что они виделись лишь однажды. Здесь тема дружбы получает новое развитие.

Каждая серия является отдельной историей приключений, то есть полноценным нарративом. Любое повествование можно разбить на условные части: знакомство, решение проблемы, прощание. Можно также заметить, что помощь другим отражается на самом Нацумэ: он задумывается о том же, о чём духи, начинает самокопания. Персонажей в каждой серии тоже можно разбить на категории. Помимо самого парня, фигурирующего в каждой из них как главный субъект, есть группы «своих» и «чужих». Причём духи, выступающие чужими, под конец повествования становятся своими. Их функция заключается в том, чтобы научить Нацумэ дружить. Через их примеры, он начинает понимать и себя. В каждой отдельной истории раскрывается какая-то ситуация, оставляющая след. Для этого даже не обязательно напрямую говорить о дружбе и взаимопомощи, всё происходит интуитивно.

«Я ненавижу себя за то, что мне нечего сказать», – думает Нацумэ после неловкого разговора с женщиной на улице. Это показывает неспособность поддержать разговор. Общение парня с людьми проходит натянуто, он боится показать, что видит аякаси. С духами же он общается спокойнее и даже почтительнее. Добровольно помогать в случае нужды – одно из правил дружбы, но по началу парень долго отказывает незнакомым и приставучим духам. Позже Нацумэ несколько дней ищет нужного ёкая, чтобы вернуть имя. Это показывает его доброту и стремление помогать другим, хоть сначала он и был против. Здесь раскрывается его характер, который людям не виден.

«Одиноко одному. Одному мучительно», – повторяет Такаши во сне. Тема одиночества ёкаев и людей в нём переплетаются и отзываются, пусть он и общается с другими. Позже один из духов называет их друзьями перед тем, как исчезнуть. «Мы друзья», – обоснование, почему Нацумэ не может молиться тому духу, чтобы тот не испарился. Символично то, что один из первых персонажей, назвавший Нацумэ в контексте сериала другом, исчезает из его жизни навсегда. Это ещё одна ключевая точка. Пока что юноша только начинает путь поиска себя и новых друзей, ему только предстоит назвать кого-то своим другом.

В школе происходит следующий диалог:

– Если у тебя проблемы, можешь рассказать.

– Всё отлично.

Нацумэ ничего не говорит о своих способностях и похождениях одноклассникам, переживая за свою репутацию в классе. Принятие ребёнка в группе очень важно, особенно внутри коллективистского японского общества. Без одобрения окружающих школьник может нарваться на неприятности и стать изгоем. Пройдя эту стадию в других заведениях, Нацумэ учится притворяться «нормальным». Он не может доверять людям из-за детства. Его реплики односложны, он соглашается со всем, что ему говорят, чтобы не молчать слишком долго, и вообще ведёт себя с другими неловко, кажется немного нелюдимым.

В доме дальних родственников диалог похожий:

– У тебя уже появились здесь друзья?

–  Да, они все очень милые.

Такаши вежливо отвечает на вопросы Токо Фудживары, у которой недавно поселился. Он улыбается и старается показать, что за него не стоит волноваться. Однако ей он, как и знакомым из школы, тоже ничего не рассказывает. В других семьях его считали пугающим, избегали и пытались избавиться, поэтому Нацумэ был вынужден снова и снова переезжать, чтобы не доставлять проблем.

Позже появляется Канамэ Танума, парень из школы Нацумэ. Нянко-сенсей (один из духов, который постоянно находится рядом) говорит, что они с Такаши чем-то похожи: «Всегда одни, ни с того, ни с сего уходите в себя». Общие черты характера – признак того, что может развиться дружба, так как люди склонны к гомофилии. Отец Танумы считает, что Нацумэ может подружиться с его сыном. Это доказывает то, что они чем-то похожи. В одной из ситуаций, когда они с Канамэ ещё не часто общались, тот просто подошёл и помог отвязаться от назойливой старосты Сасады. Это была дружеская помощь без просьбы, даже без слов. Танума позже объясняет, что Такаши выглядит угрюмым, поэтому он и решил помочь. Такое поведение уже можно назвать поддержкой. Зарождение близких отношений между ними – ещё один ключевой момент.

Нянко-сенсей говорит, что Такаши не нравятся люди и тот страдает ночными кошмарами из-за них. Это отсылает к временам, когда Нацумэ не принимали в обществе из-за его особенности видеть призраков. Сам же Такаши позже думает о том, что любит добрых людей. Он не держит зла на других и старается их понять. Такое несоответствие внутреннего и внешнего говорит о том, что у Нацумэ есть внутренний стержень, не позволяющий ему полностью потерять себя.

Когда два одноклассника поссорились, а потом внезапно снова помирились, Нацумэ говорит, что это «потому что они лучшие друзья». Он понимает, что настоящих друзей не разлучит одна ссора и они готовы простить многое, чтобы снова быть вместе. Такаши смотрит на них с улыбкой.

Проблемы в общении могут появляться и с ёкаями. Нацумэ говорит, что у духа холодные руки, но хотел сказать, что их прохлада приятна. Ему трудно подбирать нужные слова в подходящий момент. Но иногда он говорит совершенно искренне. Он решает во что бы то ни стало помочь духу-ласточке, потому что привязался к ней. «Что такого в том, чтобы сделать что-то для друга?», – говорит он. Нацумэ начинает называть ёкаев друзьями, хотя раньше соглашался помогать им только спустя время. Он отстаивает интересы своей новой подруги даже когда её нет рядом, сам ищет возможные решения для её проблемы. Видя, что она счастлива, он начинает плакать. Искренняя поддержка показывает их близкие отношения. Аякаси становятся для него настоящими друзьями.

Третий сезон
«Не хочу, чтобы они считали меня ненормальным», – Нацумэ продолжает скрывать свои способности от семьи Фудживара, с которой живёт. Он ценит их заботу и не хочет отпугнуть дорогих ему людей. Они приютили его на совсем, и он любит этот дом.

Нацумэ переживает из-за своей доброты к духам: «Стану ли я сильнее, чтобы не идти у них на поводу?». Он не может отказать в помощи другим, но это не всегда исркенняя помощь, а скорее вынужденная. Такаши пытается отказать в помощи, но потом смиряется и пытается понять ёкаев. Несмотря на конфликты с духами, он считает, что в этом городе завёл друзей. В классе он смеётся и общается в другими. Нацумэ даже переживает за отца Танумы, с которым почти не общается. Это показывает его близость не только с другими школьниками, но и со всем, что их окружает. «У тебя есть друзья среди людей», – говорит один из аякаси, объясняя то, почему Нацумэ не хочет идти с ним в волшебную деревню. Друзья стали для Такаши опорой и тем, что его держит, поэтому он не хочет их оставлять. Танума говорит, что ему стоило сразу рассказать о странном ёкае. Появляется тема развития доверия. Герои понимают, что могут делиться переживаниями друг с другом.

«Завёл друзей?», – спрашивает Сибата, бывший одноклассник, у Нацумэ. Он понимает, что в детстве парня считали вруном, поэтому издевались. Такаши тяжело воспринимать это, а Сибату он не воспринимает своим товарищем. Йкай считает их друзьями, хотя они сами не признают этого. Их отношения можно понять лишь по тому, что Нацумэ старается помочь старому знакомому и поддерживает его.

«В детстве мне хотелось завести друзей. Человека или аякаси. Они одинаково согревали моё сердце», – мысль Нацумэ. Для него нет разницы между реальным и мистическим миром, любое существо может стать другом. В какой-то степени это связано с тем, что ему нужен был хоть кто-то, чтобы спастись от одиночества. Этого не понимают некоторые духи: «Почему люди испытывают потребности находиться рядом с себе подобными?» Однако они понимают, что Нацумэ искренне улыбвается от того, что встретил добрых людей. Наличие в его жизни кого-то близкого изменило его даже внешне, сделав более эмоциональным и открытым. Он стал по-другому смотреть не только вокруг, но и в прошлое. Задиравшего его в детстве ёкая он называет старым другом, ведь та проявляла к нему интерес и не давала скучать. Он смог понять это только спустя время, когда вспомнил о ней. Мировоззрение юноши постепенно меняется под влиянием нового окружения. «Если есть тот, кого хочется увидеть вновь – ты не одинок».

«Рядом со мной люди, готовые выслушать и помочь», – Нацумэ перестал прогонять своих знакомых подальше, чтобы уберечь от опасности. Он готов положиться на них в ответственный момент, что показывает их крепкие отношения.

Нацумэ привязывается к духам и пытается защитить их от экзарцистов. Он ценит то, что ёкаи беспокоятся друг о друге, и хочет помогать. Но иногда он и сам принимает помощь от других, и это не оставляет его в покое: «Кажется, я привык к доброму отношению. Я слишком пологаюсь на своих друзей». Такаши привык справляться один, поэтому мучается от мысли, что утруждает других своими делами. Сам же он считает, что от него нет проку.

Тема одиночества из первого сезона уходит на второй план, открывая тему полезности. Такаши больше не один, поэтому теперь он больше переживает о том, чтобы быть нужным. Это доказывает его развитие и постепенное налаживание контактов как с людьми, так и с духами.

Шестой сезон
Из начала сезона мы понимаем, что к Нацумэ ходят гости. Это Танума и Таки, которые с ним уже подружились. Раньше к Такаши приходили только духи, просящие вернуть их имена. Теперь к нему заходят знакомые из школы, желающие провести вместе время и пообщаться. К тому же, появляется Натори – экзорцист, который тоже видит ёкаев. Становится понятно, что Нацумэ смог найти тех, кому доверил знание о своей способности, и с кем может быть открытым. Акцент общения перемещается с духов на людей, но повествование по-прежнему строится на помощи с аякаси. Некоторые приключения выходят за рамки 1 серии, составляя более крупные нарративы и задавая более длительные темы. Происходит расширение пространства и времени. Нацумэ начинает приипоминать минувшие события, чтобы применять их в новых ситуациях, а описание событий в рамках одного повествование становится более подробным. Если раньше в одну серию могло вместиться несколько суток, то теперь один день может проходить 2 серии.

Когда из-за магии Нацумэ становится ребёнком и теряет память, Танума говорит, что они его друзья, чтобы успокоить и помочь. Парень понимает, что они достаточно близки, раз Такаши смог доверить им свою тайну. Уверенность в друге и доверие к нему – одно из правил дружбы.

«Я больше не одинок. Хочу быть с ними, хочу их радовать», – одна из мыслей Нацумэ. Он принял тот факт, что не от всех людей стоит скрываться, и даже у него могут быть настоящие друзья. Дальше он не договорил фразу о том, что это на самом деле, но можно догадаться, что он думал о слове «дружба».

Ребята переживают друг за друга. Танума говорит: «Но было бы ещё страшнее, если бы ты всё скрывал». Он хочет, чтобы Нацумэ доверял ему и делился переживаниями, чтобы не разбираться со всеми трудностями в одиночку. Это проявляется и в отношении других знакомых Такаши. «Но вдруг у Натори-сана случилось что-то срочное и ему нужна помощь», – говорит Нацумэ, решая отправится в неизвестное место, даже не уверенный, что найденное на улице письмо было для него. Он волновался за знакомого и хотел проверить друга. Он всё ещё до конца не может доверять экзорцисту, ведь тетрадь дружбы является опасным артефактом, который может попасть в злые руки. «Расскажешь, когда будешь готов», – говорит ему Натори. Нацумэ не хочет предавать ёкаев и подвергать их опасности. Духи всё ещё являются друзьями юноши, хоть и не все. «Сердце разорвалось бы от переживаний», – также говорит Натори. Он волнуется за Нацумэ, как и тот за него. Взаимность – важный принцип дружбы. Они беседуют:

– Нацумэ, ты тоже обращайся, если что-то случится.

– Мы можем друг другу помогать.

Разделение на «своих» и «чужих» смещается в сторону людей. Заметно, что Такаши стал гораздо больше общаться с другими, а его увлечение потусторонними явлениями уже напоминает хобби.

Одна из серий шестого сезона рассказывает о недалёком прошлом. «Он был сдержанный, тихий, на все вопросы только улыбался», – первое впечатление от появления Нацумэ в новой школе. «Мне впервые показалось, что улыбка у новичка была искренней. Значит обычно он улыбается через силу», – думает один из одноклассников. Нишимура, тот одноклассник, пытается наладить контакт с тихим новеньким, но говорит лишнего. И пусть он говорил, что они не были друзьями, чтобы ссориться, но из-за недопонимания на душе было паршиво. Это показатель того, что какая-то симпатия всё же была, но не успела развиться в дружбу до внезапного конфликта. Тем временем Нацумэ продолжает считать, что Нишимура ему дорог. Незлобивый характер не позволяет ему обижаться на других. Китамото, другой одноклассник, считает, что Нацумэ слишком мало общается с другими людьми, потому что говорит слишком прямо некоторые вещи. Он замечает странную манеру общаться, вызванную непривычкой, но это ему совершенно не мешает. В попытках помочь ему устроиться на новом месте и чувствовать себя нужным, ребята начинают всюду звать Такаши с собой и постепенно становятся друзьями. Этот сюжет был показан уже в 6 сезоне, а не в 1, чтобы показать эволюцию социальных контактов Нацумэ в нужной последовательности. Пока Такаши возится с духами и слабо доверяет других, он плохо замечает дружбу между одноклассниками и собой. Для нас действия кажутся непоследовательными, но раскрытие отношений внутри школы появились именно в конце для демонстрации того, что Нацумэ всегда мог на кого-то положиться, просто был не готов к этому морально. Он смог преодолеть недостатки социализации, выйти из некой изоляции во внешний мир. Также можно проследить переход от мира нереального в реальный, который больше не отталкивает его, как в детстве.

Заключение. Анализ поведения главного героя в первом, третьем и шестом сезонах показал, что он сильно изменился благодаря общению с духами. Наличие не совсем воображаемых друзей помогло ему найти много новых знакомых, от которых можно было не скрывать свои особенности. Прослеживается также увеличение количества упоминаний дружбы: всё больше человек и ёкаев Нацумэ может называть друзьями, и они называют его другом в ответ. В целом, гипотеза подтвердилась, но приобрела новую сторону. Общение с аякаси и правда стало перенаправлением внимания с реальных людей, чтобы избежать одиночества. Новым витком гипотезы стало то, что впоследствии Такаши вернулся к общению с людьми, несмотря на успехи общения с духами. Это доказывает то, что такое взаимодействие с потусторонним является не выходом из положения, а инструментом для преодоления недостатка социализации.
Тем не менее, анализ можно расширить и продолжить. Можно добавить контент-анализ системы отношений персонажей, взять больше материала из каждого сезона и обратить внимание на развитие диалогов героев более подробно. В начале реплики Нацумэ, особенно в отношении людей, были достаточно короткими. Позже он уже охотнее рассказывал о себе и своих переживаниях.

Построение нарративов со временем не изменилось, только истории стали длиннее и стало появляться больше отсылок на прошлое. Приключение Нацумэ продолжают развиваться вокруг высвобождении имён и помощи другим. Разделение персонажей происходит по принципу друг–враг или свой – чужой. Каждый из героев несёт в себе свою историю, которая может повлиять на мировосприятие Нацумэ и научить его чему-то. Ключевыми точками повествования являются ситуации, когда парень задумывается о своей жизни и отношениях.

Как стало понятно из анализа, различить правила дружбы напрямую весьма сложно. Чаще всего о них можно судить по косвенным признакам, но герои не говорят о них напрямую. Доверие и взаимовыручка являются основными принципами, которые прослеживаются. Помогают друг другу как люди, так и ёкаи, а Нацумэ тщательно выбирает тех, кому можно доверить информацию о себе и тетради друзей. Он начинает разбираться в людях и в духах лучше, чем раньше.

Данное исследование помогает разобраться в психологии персонажей конкретного аниме, что можно вполне применять и в реальных ситуациях. Развитие Такаши Нацумэ может стать хорошим примером для людей, погружающихся в выдуманный мир и сбегающих от реальности. В дальнейшем таким же образом можно разбирать и другие аниме-сериалы, чтобы найти что-то подобное. Первые шаги героев к поиску настоящих друзей могут вдохновить кого-то на новую жизнь и подарить надежду, что любой может найти себе верного друга и стать счастливее.

Библиографический список


1.    Алтунина И. Р. Социальная психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 348 с.

2.    Инухико Ё. [Inuhiko Y.] Теория Каваии / ред. А. Мещеряков; пер. с яп. А. Беляев. М.: Новое Литературное Обозрение, 2018. 216 с.

3.    Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: Очерки современной японской массовой культуры. М.: Восточная литература РАН, 2012. 356 c.

4.    КиноПоиск URL: https://www.kinopoisk.ru/series/481534/ (11.06.2021)

5.    Кон И. С. Дружба. 4-е издание, доп. СПб.: Питер, 2005. 330 c.

6.    Нышпора М. А. Теоретико-методологическая концептуализация дружбы как комплекса форм социального взаимодействия (на примере студенческой дружбы): диссертация … кандидата социологических наук: 22.00.01. Саратов, 2017. 178 с.

7.    Юркова Е. В. Социально-психологические исследования дружбы. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: АНО «ИПП», 2009. C. 96–101.

8.    Darling-Wolf, F. (2015). What West Is It?: Anime and Manga according to Candy and Goldorak. In Imagining the Global: Transnational Media and Popular Culture Beyond East and West (pp. 101–123). ANN ARBOR: University of Michigan Press. Retrieved December 5, 2020. https://doi.org/10.2307/j.ctv65sw7r.9

9.    Deborah Shamoon. (2013). The Yōkai in the Database: Supernatural Creatures and Folklore in Manga and Anime. Marvels & Tales, 27(2), 276–289. https://doi.org/10.13110/marvelstales.27.2.0276

10. Dunbar, R. (2018). The Anatomy of Friendship. Trends in Cognitive Sciences, 22(1), 32–51. https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.10.004

11. Kamper, K., & Ostrov, J. (2013). Relational Aggression in Middle Childhood Predicting Adolescent Social-Psychological Adjustment: The Role of Friendship Quality. Journal Of Clinical Child & Adolescent Psychology, 42(6), 855–862. https://doi.org/10.1080/15374416.2013.844595

12. Kleiber, D. (2020). Toward an applied social psychology of leisure. Journal Of Leisure Research, 51(5), 618–625. https://doi.org/10.1080/00222216.2020.1807843

13. Laustsen, L. and Petersen, M. (2015). Does a competent leader make a good friend? Conflict, ideology and the psychologies of friendship and followership. Evolution and Human Behavior, 36(4), 286–293. https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2015.01.001

14. Malacarne, T. (2017). Rich Friends, Poor Friends: Inter–Socioeconomic Status Friendships in Secondary School. Socius. https://doi.org/10.1177/2378023117736994 

15. Meter, D., & Card, N. (2016). Stability of Children's and Adolescents' Friendships: A Meta-Analytic Review. Merrill-Palmer Quarterly, 62(3), 252–284. https://doi.org/10.13110/merrpalmquar1982.62.3.0252

16. Shikimori URL: https://shikimori.one/anime-industry (11.06.2021)

17. Suan, S. (2017). Anime’s Performativity: Diversity through Conventionality in a Global Media-Form. Animation, 12(1), 62–79. https://doi.org/10.1177/1746847717691013

18. Sugimoto, Y. (2014). Japanese society: Inside out and outside in. International Sociology, 29(3), 191–208. https://doi.org/10.1177/0268580914530416

19. Vörös, A., Block, P. and Boda, Z. (2019). Limits to inferring status from friendship relations. Social Networks, 59, 77–97. https://doi.org/10.1016/j.socnet.2019.05.007

20. Yummy Anime URL: https://yummyanime.club/catalog/item/tetrad-druzhby-nacumi (11.06.2021)

Zhang, F., You, Z., Fan, C., Gao, C., Cohen, R., Hsueh, Y. and Zhou, Z. (2014). Friendship quality, social preference, proximity prestige, and self-perceived social competence: Interactive influences on children's loneliness. Journal of School Psychology, 52(5), 511–526. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2014.06.001

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии