В. Г. Бегиев Доктор медицинских наук, профессор,
В. Н. Баишев студент,
Медицинский институт.
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия). Россия
Приемы и навыки народной медицины у якутов чаще были облачены в духовно-религиозную форму. Первопричиной всякой болезни, по представлению якутов, являлся злой дух, который проникает в человека, вызывает в его организме «тесноту»-боль, самую болезнь и даже способен похитить одну из трех его душ. Изгнать дух может только шаман, выступающий в качестве посредника между духом и человеком. Его действия, как правило, сопровождались шумовыми эффектами. Под сопровождение бубна-барабана и железных побрякушек, костюма, шаман пел, сзывая своих духов, направляя их на изгнание злых духов, побудив заболевание. Широко практиковалось также применение огня: так, например, при лечении так называемым методом «тюён» («якутских мушек»), кусочек тряпки или трута клали на больное место и ждали, пока она не сгорит.
Д. К. Юсупалиева кандидат исторических наук, доцент,
Государственный институт искусств и культуры Узбекистана,
г. Ташкент, Узбекистан
Наиболее важным периодом в развитии социально-политической мысли в Центральной Азии явились Х–ХП вв. Как отмечают известные исследователи М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «В условиях мусульманского Востока это был период расцвета науки и культуры, и его по праву можно сравнить с европейским Ренессансом и назвать эпохой Возрождения. «В то же время, – пишут они, – развитие науки и культуры в Центральной Азии оказало огромное влияние на появление европейского Ренессанса, поскольку именно Центральная Азия стала как бы генератором развития естественнонаучных, религиозно-философских, социально-политических и морально-правовых взглядов и дала человечеству таких гигантов науки, как аль-Фараби, аль-Беруни, Ибн Сино, аль-Фергани и многих других, которые внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки и культуры» [1, c. 41].
Д. С. Смагулов PhD докторант,
Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева,
г. Нур-Султан, Казахстан
Известно, что история – корень любой нации, государства, человека. Поэтому любое государство стремится к изучению своей истории, раскрытию ее неизвестных страниц, а главное – к достижению истины. Среди такого рода исследований особое место занимают историко-географические исследования в определении истории государства, нации. Историко-географические суждения, исследования, несомненно, придадут новый импульс гуманитарным наукам, в том числе историческим исследованиям. В статье речь пойдет о месте и значении исторической географии среди современных гуманитарных наук, ее специфике и положении в отечественной исторической науке.
А. М. Нуржанова, педагог-исследователь,
С. А. Аппазова, учитель,
КГУ «Общеобразовательная школа № 19»,
г. Костанай, Костанайская область, Казахстан
А. М. Ниязгулова, педагог-эксперт,
КГУ «Общеобразовательная школа-лицей № 7»,
г. Семей, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
С начала независимости страны в обществе широко обсуждается латинский алфавит. Переход от интеллектуалов к латинскому алфавиту был поддержан в публичной сфере. Латинский алфавит или латиница – восходящая к греческому алфавиту буквенная письменность, возникшая в латинском языке в середине I тысячелетия до н. э. и впоследствии распространившаяся по всему миру. Современный латинский алфавит, являющийся основой письменности большинства романских, германских, а также множества других языков, в своём базовом варианте состоит из 26 букв [2]. В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем умеющим читать людям Земли, поскольку изучается всеми школьниками либо на уроках математики, либо на уроках иностранного языка (не говоря уже о том, что для многих языков латинский алфавит является родным), поэтому он де-факто является «алфавитом международного общения». На латинском алфавите основано большинство искусственных языков, в частности, эсперанто, интерлингва, идо и другие. Духовное возрождение - движущая сила, которая меняет традиции и мировоззрение народа Казахстана. Каждый должен сначала изучить свою историю, а затем наполнить свою духовность, вкладывая свои силы на продвижение страны.
О. В. Медведева Кандидат исторических наук, доцент,
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина,
г. Тамбов, Россия
Документы личного происхождения занимают важное место в составе Архивного фонда Российской Федерации, являются ценными историческими источниками, часто используются в научной и просветительской работе. Если политические события первой четверти XX в., сопровождавшиеся утратой усадебных и семейных архивов, отсутствием повышенного внимания к генеалогии и краеведению, не способствовали увеличению доли фондов личного происхождения в архивах СССР, то впоследствии эта ситуация стала меняться, а изменения, наступившие в 1980-е – 1990-е гг., привели к резкому увеличению доли физических лиц среди источников комплектования архивов.
В. Г. Бегиев доктор медицинских наук, профессор,
Медицинский институт,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова,
А. С. Деревцов студент СВФУ,
Г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
Якутия – одна из самых отсталых, захолустных окраин дореволюционной России, с ее забитыми, темными, обездоленными народами веками стонала под тяжким бременем двойного гнета – русского царизма и местной тойона-феодальной верхушки. Поэтому в глубине души народной вынашивались мечты об иной – светлой и счастливой жизни, не угасала вера в то, что она непременно придет. Этим мечтам суждено было осуществиться лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.
Н. В. Беленов Кандидат педагогических наук,
Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара, Россия
Значение письменных источников для исследователя топонимии того или иного региона трудно переоценить. Именно с первых письменных фиксаций можно говорить о достоверном упоминании и достоверной форме географического названия в тот или иной исторический период.
Конечно, топонимист может и должен заниматься также и реконструкцией топонимов, уходящих корнями в доисторию, однако, такая реконструкция всегда будет оставаться гипотетической – с большей или меньшей степенью вероятности.
О. В. Ищенко, Доктор исторических наук, доцент,
Сургутский государственный университет,
г. Сургут, Россия
Сокольское движение, основанное доктором философии и общественным деятелем чехом Мирославом Тыршем, зародилось в рамках Австро-Венгрии в период усиления антиимперских настроений среди ее многонационального населения. Рост чешского национального самосознания побудил М. Тырша искать формы и методы для объединения своего народа, повышения его военно-физической подготовки в борьбе за национальную независимость. Главным орудием этого он считал создание национальной системы физического воспитания [5, с. 171]. Практическая реализация идеи вылилась в создание в Праге в 1862 г. спортивного общества «Сокол», участники которого стали заниматься гимнастикой по системе Тырша. Сокольское движение быстро разрасталось, становясь массовым и очень популярным среди различных слоев населения, в первую очередь, молодежи.
И. М. Басов Студент-бакалавр,
Институт истории,
Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
Chronica Boemorum Козьмы Пражского и Chronica et gesta ducum sive principum Polonorum Галла Анонима представляют читателю обособленные (во многом даже антагонистичные) дискурсы Богемии Пржемысловичей и Польши Пястов. Ангажированность хронистов по отношению к современной им политической элите есть явление вполне характерное для любого историописательного сочинения. Понятно и то, что в своих трудах Козьма Пражский и Галл Аноним отстаивали интересы монархов – Владислава I и Болеслава III соответственно. К тому же, на это наложилось стремление упрочить позиции некоторых иерархов Церкви и местных династов, что in summa дало определённую репрезентацию образов богемцев («чехов» в славяноязычной историографии) и поляков. Но актуален вопрос – влияло ли на чешско-польские отношения, помимо всего прочего, понимание языкового и культурного родства? Служила ли объединению сторон идея общего славянского происхождения?
В. В. Юнда, преподаватель,
Луганский национальный университет
имени Тараса Шевченко,
г. Полтава, Украина
Уникальным музыкальным явлением с многовековой историей и давними традициями является украинское хоровое искусство. Хоровое пение – это один из наиболее распространённых, доступных и популярных видов народного музыкального творчества в Украине, поэтому профессиональные, самодеятельные, детские хоры являются обычным явлением украинской музыкальной жизни.