С. И. Баляев
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева,
г. Саранск, Россия
Наш подход к анализу проблемы этнического самосознания эрзян и мокшан обусловлен тремя главными факторами. Во-первых, особенностями этноструктуры эрзян и мокшан. Во-вторых, социально-психологическая традиция требует рассмотрения компонентов этнического самосознания в контексте развития межгрупповых взаимодействий. В-третьих, изучение этнической идентичности как социального феномена предполагает анализ особенностей развития социально-политической ситуации в Республике Мордовия. В этой связи необходимо выявление на основе накопленного исследовательского опыта главных психологических особенностей функционирования этнической идентичности эрзян и мокшан на современном этапе.
А. Л. Кузеванова
Волгоградский институт бизнеса,
г. Волгоград, Россия
В результате процессов общественной трансформации, происходивших в России в последние два десятилетия, бизнес-деятельность стала одним из наиболее значимых видов социально-экономической активности населения. Бизнес-слой, динамично развивающийся в регионах страны, активно взаимодействует с другими социальными группами, властью, обществом в целом. Если ориентироваться на классификацию Т. И. Заславской, то к бизнес-сообществу следует отнести следующие категории участников рыночных отношений: владельцев собственных предприятий, лично осуществляющих руководство их деятельностью; управленцев, представителей менеджмента высшего и среднего звена, работающих по найму; бизнес-менеджеров, управляющих компанией и являющихся совладельцами предприятия; владельцев крупного бизнеса, имеющих большой доход, лично не принимающих участия в управлении организацией [1].
Д. А. Беляев
Сыктывкарский государственный университет,
г. Сыктывкар, Россия
30 сентября каждого года весь мир отмечает день рождения Интернета. Он появился в уже далёком 1969 году и не был изначально ориентирован на широкие слои населения. К сегодняшнему дню Интернет стал самым грандиозным и функциональным ИТ-проектом за всю историю существования информационных технологий.
Во всём мире сейчас происходят процессы построения так называемого информационного общества.
А. Р. Кароян
Российско-Армянский (Славянский) государственный университет,
г. Ереван, Армения
Динамические процессы в развитии массовой коммуникации в условиях глобализации информационного пространства привели к тому, что сама массовая коммуникация является объектом пристального внимания исследователей самых различных сфер научной и практической деятельности. Наука о массовой коммуникации в течение последних десятилетий развивалась достаточно интенсивно, однако исследования большей частью носили экстенсивный характер. Массовая коммуникация как процесс и перспективы его развития составляют проблемное поле современной науки журналистики. Процессы интеграции и глобализации, происходящие в Армении, актуализируют идею о важности и значимости массовой коммуникации в становлении гражданского общества. Все больше осознается социальная ответственность прессы перед обществом и государством.
М. Р. Юлдашева
Сургутский государственный педагогический университет,
г. Сургут, Россия
Независимость, неожиданно свалившаяся на страны Центральной (Средней) Азии, в частности Таджикистана, застала светскую культуру в состоянии кризиса. Ислам же, согласно доминирующей точке зрения, в это время переживал возрождение. Так, по данным Опроса по социальному отчуждению (в дальнейшем ОСО), представленного Программой Развития ООН «По ту сторону переходного периода: от отчуждения к всеохватывающему развитию человеческого потенциала СНГ» – 97,6 населения Таджикистана относят себя к исламской религиозной группе, то есть исповедуют ислам и являются приверженцами мусульманской культуры.
С. В. Колударова
Российский государственный социальный университет,
г. Москва, Россия
Направленность миграционных процессов в современном российском обществе довольно разнообразна. Они связаны с перемещениями людей между районами, городами и странами. При этом каналы миграции различны, одним из них является брак с иностранным партнером как представителем «дальнего зарубежья». Тенденция межнациональных браков в российском обществе складывается так, что к нему, в большей степени, склонно женское население.
Д. В. Ефимова
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Культура выживания – это культура уважения и терпимости. Теперь, когда народы смешались, когда ни один народ не может быть искусственно изолирован от соседнего, единственной основой, способной объединить разные расы, классы, интересы и позволить людям заняться трудами по переустройству мира, может быть толерантность, которая в будущем должна стать категорическим императивом.
И. В. Антонович
Алтайский государственный университет,
г. Барнаул, Россия
С насущной проблемой массового сиротства и беспризорничества, острейшей необходимостью государственного устройства, содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, послереволюционная Россия столкнулась уже в первые годы советской власти. Для нас сегодня интересен поиск путей и форм воспитания детей-сирот, который осуществлялся педагогами 20-30-х годов.
Х. М. Хаджалова
Институт социально-экономических исследований
Дагестанского научного центра РАН,
г. Махачкала, Россия
Социальная напряженность в Дагестане определяется как интегральная характеристика социально-экономического положения в регионе и имеет сложную внутреннюю структуру, включающую в себя широкий спектр таких факторов, как неудовлетворенность жизненными условиями, самооценку людьми повседневного настроения, оценку экономического положения страны, материального благосостояния семей, показатели социального оптимизма в сфере экономики, политической ситуации, степень доверия властям и др. Исследование уровня социальной напряженности в южных регионах России и прогнозирование причин, способствующих ее снижению или возникновению, можно проводить в режиме мониторинга на основе предлагаемой нормативной модели по статистическим и социологическим реальным показателям в соотношении с предельно-критическими значениями по социально-экономическим ресурсам различных видов развития региона.
И. М. Катыкова
Федеральный институт промышленной собственности,
г. Москва, Россия
Отношение к иноэтничной миграции в нашем обществе было и остается неоднозначным. С одной стороны, информация, преподносимая «желтой» прессой и телевидением, создает общее впечатление, что практически всё зло в нашей сегодняшней жизни – неудовлетворительные зарплаты, антисанитария на рынках, улицах и даже в жилых массивах, туберкулез, наркомания, увеличение количества брошенных детей, хамство в общественном транспорте, криминализация общества, не говоря уже об угрозе террористических актов и т. п. – всё это от мигрантов, «чужих». Таким образом, в обществе культивируется (вольно или невольно – это отдельный вопрос) отрицательное отношение к приезжим из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Украины, Китая, Вьетнама, некоторых других государств, а также некоторых республик в составе нашей Российской Федерации, независимо от причин, побудивших этих людей оставить родные, привычные им места и тронуться в иные края.